Некоторые строители задаются этим вопросом. В этой статье мы докажем, что дорожные плиты категорически нельзя использовать для межэтажного перекрытия.

Испытание плиты перекрытия на прочность

Откуда взялась идея заменить плиты перекрытия дорожными плитами?

Украина - одна из самых крупных стран Европы. Здесь много дорог, и некоторые из них довольно длинные. При строительстве автобана используют железобетонные плиты перекрытия. Они удобны тем, что при необходимости ликвидировать трассу, плиты легко демонтируются. После таких временных дорог появляется много никому не нужных дорожных плит. И возникает соблазн использовать их вместо плит перекрытия в строительстве многоэтажек.

Такие плиты - уже б/у, и стоят дешевле. Зачем покупать пустотные плиты перекрытия, плиты с косыми торцами и другие виды, когда под боком - дешевые бэушные дорожные плиты? Экономия существенная.

В этом и проблема. Погоня за экономией иногда приводит к беде. Дорожные плиты ни в коем случае нельзя использовать для перекрытия. Не смотрите на то, что это такая прочная, надежная железобетонная плита, которая выдерживает не только грузовики и танки, но и авиалайнеры. Суть не в прочности, а в том, какие нагрузки принимает плита, и как она реагирует на эти самые нагрузки.

Схема нагрузок на плиты перекрытия

На какие нагрузки рассчитаны плиты перекрытия

Плиты перекрытия спроектированы так, чтобы основная нагрузка приходилась на края. Именно краями плита соприкасается со стенами или балками. Более того, арматура расположена в нижней части плиты, чтобы легче воспринимать нагрузки при провисании.

Сама плита легкая за счет продольных пустот. Она висит, опираясь на края. С таким расчетом она и проектируется. У дорожной плиты все совсем по-другому.

Схема нагрузок на дорожные плиты

На какие нагрузки рассчитаны дорожные плиты

Плита проектируется с учетом, что будет использована на упругом основании из песка, щебня, цемента и др. Она опирается на основание не краями, как плита перекрытия, а всей своей поверхностью. То есть площадь распределения нагрузки в разы больше. С таким расчетом у плиты и армирование расположено по-другому. Стальные прутья или каркас расположены по центру, а не внизу. Чаще всего у дорожных плит арматура состоит из двух сеток.

Как видите, дорожная плита не создана для того, чтобы опираться на балки или стены, провисать и одновременно принимать на себя нагрузки сверху. Ее задача не состоит в том, чтобы опираться на что-либо только краями. Арматура не рассчитана на подобные нагрузки.

Дорожная плита перекрытия

Вывод

Есть и другая причина, почему дорожную плиту нельзя использовать для перекрытия. В ней нет отверстий, и изделие само по себе тяжелое. Плита создаст критическую нагрузку за счет собственной массы.

А если она б/у, то может еще и обрушиться под своим весом. Не сразу, но рано или поздно это произойдет.

В любом случае, не стоит заменять плиты перекрытия дорожными.